Антибренд

Как бренд может не иметь логотипа? И что такое антибренд? В 1990-х годах появились новые компании, чья философия стала реакцией на излишества 1980-х. Они начали создавать себе имя на основе идеалов антипотребления.

В 1990-х годах появилось новое умеренное отношение к потреблению, связанное к ухудшением экономической ситуации в мире. Модные дизайнеры сосредоточились на неброской роскоши, и яркие логотипы стали считать вульгарными.

В 2000 году Наоми Кляйн опубликовала влиятельную книгу «No Logo», в которой подробно рассказала о том, как бренды стали важнее, чем их продукция. Она подвергла жесткой критике власть международных корпораций и нашу одержимость брендами и потреблением. Кляйн уловила настроение времени. Движение против брендов, против глобализации ширилось, и многие модные компании подхватили его идеалы. Парадокс, но это позволило им по-новому позиционировать марки и заставило взять на себя ответственность за свою политику производства.

Сегодня движение против брендов набирает силу. Появление Интернета потребовало от компаний большей прозрачности. Фирмы, нарушающие этику, жаждущие наживы, рискуют стать объектом глобальных разоблачительных кампаний, а это обходится дорого и наносит удар по репутации.

Японская компания Muji стала международной в конце 1980-х годов, предложив простую одежду и товары для интерьера. Muji гордилась отсутствием агрессивного маркетинга и брендинга. На сайте компании сказано: «Muji – это не бренд. Muji не выпускает уникальную или модную продукцию». Она выпустила чистые футболки, чтобы владелец мог создать собственный логотип.

В 2004 году Adidas открыл не-брендовый магазин в Лондоне с простым названием «6, Ньюбург-стрит». Такой разумный подход должен был убедить покупателя в подлинности по контрасту с крупными соперничающими брендами.

Точно так же ретейлер American Apparel, продававший в основном базовые, но модные футболки и платья из хлопкового джерси, восхвалял свою небрендовую одежду и магазины с индивидуальным дизайном. Первые магазины открылись в Канаде и Северной Америке в 2003 году. Вся одежда была сделана в США. Компания использовала идеи отказа от корпораций и глобализации для маркетинга своих товаров. Рекламные кампании тщательно просчитывались, чтобы привлечь новое поколение покупателей, задающих вопросы. В них участвовали непрофессиональные модели.

Некоторые считают, что это всего лишь новые приемы маркетинга для достижения все тех же целей, от которых корпорации якобы отказываются. Тем не менее они реагируют на желание современных покупателей, все чаще задающих вопросы о товарах, которые они покупают, и требуют ответственного отношения от поставщиков и производителей. И такая сознательность не может не быть правильной.