«Chanel № 5»

Когда Мэрилин Монро спросили, в чем она спит, ее ответ прозвучал так: «В «Chanel № 5», разумеется». Этот изысканный аромат в каноническом флаконе стал одним из самых успешных в истории. С момента его создания в 1920-х годах им пользовались миллионы женщин. Парфюм выпускают до сих пор, и именно он навсегда изменил духи, которые выпускают все модные дома.

Прогресс химической промышленности в XIX веке привел к тому, что парфюмеры начали добавлять в ароматы синтетические элементы, особенно вместо очень дорогих или редких натуральных ингредиентов. Синтетические компоненты позволили аромату дольше держаться на коже. Но в 1921 году Коко Шанель вместе с парфюмером Эрнестом Бо перевернула парфюмерную индустрию с ног на голову: она запустила парфюм, который намеренно имел искусственный аромат. Это и был «Chanel № 5».

До этого времени духи пахли цветами – жасмином, розой, ландышем – и продавались в женственных флакончиках. Шанель захотела получить аромат, который напоминал бы запах мыла из ее детства. В получившемся парфюме не было ни одного узнаваемого цветочного аромата. Его разливали в простые флаконы с чистыми линиями, похожие на бутылочки с лекарством. «Chanel № 5» – это более 80 различных ингредиентов, соединение натуральных цветочных ароматов и синтетических элементов. Верхние ноты парфюма – и это был переворот в парфюмерии – были созданы с помощью цветочных альдегидов, мощных синтетических молекул, усиливающих аромат.

В 1911 году Поль Пуаре выпустил собственную линейку духов

«Les Parfums de Rosine», названных так в честь его старшей дочери. Он подобрал аромат к каждому созданному им платью и использовал как натуральные, так и синтетические ингредиенты. Но он упустил маркетинговую возможность соединить духи с названием его Дома. Шанель поступила иначе. Она дала духам свое имя. Дом Ворта, Эдвард Мо-лине и Эльза Скьяпарелли быстро подхватили тренд и выпустили собственные брендовые ароматы. Кристиан Диор в 1947 году создал хит – «Miss Dior».

Магазины беспошлинной торговли привели к тому, что женщины всех классов смогли покупать духи модных домов в 1960-х годах. Двадцать лет спустя модные бренды агрессивно продвигали свои ароматы с помощью видеоклипов и рекламных плакатов, пытаясь захватить сегмент этого доходного рынка. Эротические снимки повысили продажи. «Пионером» в этом стал Кельвин Кляйн с сексуальной рекламой аромата «Obsession». В 1990-х годах Кляйн снова стал первооткрывателем, предложив тренд ароматов унисекс со своим парфюмом «СК Опе». Новые тренды в парфюмерии приходят и уходят, но без новаторского парфюма «Chanel № 5» мы бы, пожалуй, так до сих пор и пахли розами или лавандой.