Мозг ребенка

На каждом из этапов развития происходит взаимодействие генетически редопределенных факторов и факторов окружающей среды, которые в ходе развития человека становятся факторами среды социальной.
Мозг ребенка

В утробе

Скорость роста мозга у плода поражает: ежеминутно формируется 250000 новых нейронов! Миллионы связей образуются между ними! Каждая клетка занимает свое определенное место, каждая связь аккуратно организована. Нет места для произвольности и случайности.
У плода развиваются разные органы чувств. Обстоятельно об этом пишет Питер Хеппер в статье Unravelling our beginnings: “Первой появляется реакция на прикасания — тактильная чувствительность. На восьмой неделе плод реагирует на прикосновение к губам и щечкам. На 14-й неделе плод реагирует на прикосновение к другим частям тела. Следующим развивается вкус — уже на 12 неделе плод чувствует вкус амниотичной жидкости и может реагировать на материнскую диету. На звук плод реагирует, начиная с 22-24 недель жизни. Сначала улавливает звуки низкого диапазона, но постепенно диапазон расширяется, и уже перед рождением плод распознает разные голоса и даже различает отдельные звуки. Утробная среда, где развивается плод, достаточно шумная: здесь стучит сердце, шумит поток жидкостей и перистальтика кишечника, из внешней среды поступают разнообразные звуки, приглушенные тканями матери, впрочем, диапазон человеческого голоса в 125-250 Гц приглушен как раз слабо. Следовательно, разговоры извне формируют большую часть звукового окружения плода”.
Мозг ребенка
Особое внимание исследователей привлекает реакция на боль. Определить, чувствует ли плод боль сложно — боль в большой мере субъективный феномен. Впрочем, несознательный ответ на болевые раздражители начинается около 24-26 недели развития, когда впервые формируется нейрональный путь ответа. С момента развития первых органов чувств от них в мозг начинает поступать информация, что само по себе выступает фактором развития этого же мозга и приводит к обучению.
Возникает вопрос, насколько важной является полученная таким образом информация и можем ли мы определенным образом влиять на плод, побуждая мозг к развитию и способствуя учебе?
Плод может учиться распознавать вкус и запах. Например, если мать употребляет чеснок во время беременности, то новорожденный младенец будет демонстрировать меньше отвращения к запаху чеснока, чем младенец, мать которого чеснок не употребляла. Новорожденные дети также будут отдавать преимущество музыке, которую они слышали в утробе, по сравнению с музыкой, которую слышат впервые. Все это уже установлено наукой. Но до сих пор непонятно, имеет ли явление пренатальной учебы длительный эффект. Известно, что “музыкальный вкус” к определенному произведению при отсутствии подкрепления исчезает уже за три недели. Однако способность плода к “учебе” наводит на мысль о том, что развитие мозга плода может быть активизировано программой пренатальной стимуляции. Впрочем, об этом нет никаких солидных научных исследований.

Читайте также:  Как воспитывать девочку?

Человек родился

На момент рождения мозг младенца имеет фактически все необходимые нейроны. Но мозг продолжает активный рост и за следующие два года достигает 80% размера мозга взрослого человека. Основной прирост веса мозга происходит за счет глиальных клеток (комплекс вспомогательных клеток нервной ткани), которых в 50 раз больше, чем нейронов. Глиальные клетки не передают нервные импульсы, как это делают нейроны, они обеспечивают жизнедеятельность нейронов: одни из них поставляют питательные вещества, другие — переваривают и уничтожают отмершие нейроны или физически держат нейроны в определенном положении, формируют миелиновую оболочку (оболочка, окружающая отростки нервных клеток в мякотных волокнах). С момента рождения в мозг малыша поступает громадное количество сигналов от всех органов чувств. Мозг младенца впитывает приобретаемый опыт быстрее, чем в любой другой промежуток жизни человека. В ответ на требования окружения мозг становится собственным скульптором.
Pages: 1 2 3