Одноразовая мода

В «свингующие шестидесятые» одним из молодежных трендов была «быстрая» мода: покупаешь последний «писк», носишь, потом выбрасываешь. Такое поведение резко контрастировало с менталитетом военного поколения, которое скрупулезно собирало вещи, ничего не выбрасывая. Новое отношение к вещам принесло с собой пьянящее чувство свободы, ощущение прогресса и того, что прошлое остается позади.

1960-е годы стали периодом бума дешевых синтетических материалов, появился тренд на одежду из бумаги. Надолго он не задержался. Компания Scott Paper Company первой выпустила бумажную одежду как маркетинговую шутку в 1966 году в США. Платья и нижнее белье, сделанные из синтетической бумаги Tyvek, стали наивысшим шиком в 1960-х годах. Бутики бумажной одежды росли как грибы. Одноразовую бумажную одежду с психоделическими принтами выпустила компания Dispo. Модные дизайнеры, такие как Бетси Джонсон и Зандра Роудс, делали бумажные платья для своих богатых клиенток.

К этому движению присоединились даже художники и поэты: Энди Уорхол со своим бумажным платьем с его фирменным принтом в виде банок с консервами Campbell’s, Аллен Гинзберг с платьем, украшенным стихами. Бумажное платье было легко обрезать до любой длины, и, как ни удивительно, оно было достаточно прочным, чтобы продержаться до пяти ночей на танцполе. Вскоре появились водонепроницаемые бумажные бикини и плащи, бумажные костюмы и даже бумажное свадебное платье.

Спустя несколько десятилетий дизайнер Хусейн Чалаян экспериментировал с бумажной одеждой в своей дипломной коллекции 1993 года. В 1990-х годах Исси Ми-яке переработал плиссированную рисовую бумагу, чтобы создать серию изящных платьев. Дизайнер Хелен Стори для своего проекта 2008 года «Wonderland» подняла идею одноразовой моды на новый уровень, предложив платья из биопластика (поливиниловый спирт), которые растворялись при контакте с водой. «Это вершина одноразовой моды. Символ нашего одноразового общества, если не говорить о мужских фантазиях. Это первое в мире растворимое платье», – написал Роджер Хайфилд в Daily Telegraph в 2007 году.

Но у концепта одноразовой моды была и другая, менее привлекательная сторона. Популярные ретейлеры, такие как Primark, Zara, Н&М и Topshop, продавали одежду по невероятно низким ценам. Почти каждый мог купить одежду, потом выбросить и заменить на новую буквально за гроши. В результате текстильные отходы увеличивались, бесчисленные тонны разонравившейся одежды оказывались на свалке каждый год. За нашу любовь к очень дешевым вещам планета, возможно, заплатила страшную цену.