Плиссированное платье «Дельфос»

Испанский дизайнер Мариано Фортуни совершил революцию в моде своим легендарным платьем «дельфос» в 1907 году, предложив альтернативу платьям со сложной структурой. Хотя Фортуни работал модельером, он считал себя прежде всего художником, скульптором и изобретателем.

Его целью было подчеркнуть женскую фигуру с помощью платья. Он одевал и русскую балерину Анну Павлову, и босоногую танцовщицу Айседору Дункан, которая шокировала общество своими нетрадиционными взглядами и появлением на сцене в полуобнаженном виде.

Платье «дельфос» из плиссированного шелкового атласа можно свернуть или сложить так, что оно поместится в крохотную коробочку. Если его вынуть, оно снова примет первоначальную форму, и все складки идеально сохранятся. Фортуни изобрел и запатентовал метод создания постоянных складок: мокрый, сложенный складками шелк пропускали через горячие фарфоровые валики. Его платья ниспадали с плеч и облегали тело без использования традиционных швов. Для шелка использовали яркие краски, иногда цвета как будто мягко перетекали из одного в другой. Шелковый шнур собирал ткань на талии или по вырезу. Изящные бусины из муранского стекла не только украшали платья, но и утяжеляли края и подол.

Платье «дельфос» Фортуни появилось вследствие его интереса к Древней Греции и движению английского эстетизма. Он назвал его в честь знаменитой древнегреческой бронзовой статуи дельфийского возничего в человеческий рост.

Платья «дельфос» понравились свободным женщинам, которым хотелось выразить себя и двигаться легко, без стесняющего корсета. Платья были передовыми, украшали фигуру и зрительно увеличивали рост. Поначалу эти платья носили, принимая гостей дома, и до 1920-х годов женщины не осмеливались появляться в них на публике. Парижский дизайнер Мадлен Вионне также питала страсть к Древней Греции и предложила дамам из высшего общества скроенные по косой платья с драпировкой. Позже американский дизайнер Мэри Макфэдден экспериментировала с плиссированной тканью в стиле Фортуни. Не так давно японский дизайнер Исси Мияке примерил мантию Фортуни к моделям из коллекции «Pleats Please», впервые представленной в 1993 году. Наследие Фортуни продолжает жить.