Продажа по карточкам

Во время Второй мировой войны тканей не хватало, но это не убило моду Более того, ограничения заставили дизайнеров и женщин творчески отнестись к созданию гардероба. В Европе на время отказались от широких юбок из большого количества ткани, и центральное место занял более сдержанный силуэт с четкими плечами и юбкой до колен.

Война забирала основную часть тканей и материалов, а модельеры становились все более изобретательными, работая с тем, что осталось. В Париже кутюрье Коко Шанель и Мадлен Вионне закрыли свои бутики, многие дизайнеры, включая Мейнбохера, Чарльза Джеймса и Эдварда Молине, уехали за границу. Время было тяжелым, тканей не хватало, поэтому сшитые на заказ вечерние платья стали короче. На дневные наряды тоже использовали меньше ткани. Нацисты ограничивали ширину кожаного ремня 4 см, на плащ не могло уйти более 4 м ткани. Белые воротнички и манжеты помогали экономить на редких в ту пору цветных и набивных тканях. Ленты оказались незаменимым украшением, так как их количество не ограничивалось. Француженки начали носить обувь на деревянной подошве и с энтузиазмом переделывали старые вещи.

В Британии Совет по торговле обратился к группе дизайнеров, чтобы они создали стильную одежду с учетом официальных ограничений на ткани 1941 года. Харди Эмис, Эдвард Молине и Норман Хартнелл были среди тех, кто принял вызов. 32 дизайна отправились в массовое производство. Они стали известны как «утилитарная одежда».

Так как силуэт был уже, шляпы и обувь стали громоздкими. Когда закончилась солома для шляпок, женщины начали носить тюрбаны, береты, вуали и снуды. Кожа тоже стала редкостью, и для обуви на платформе использовали пробку и дерево. Эльза Скьяпарелли написала в своей автобиографии «Моя шокирующая жизнь»: «Так как пуговиц не хватало, английские булавки помогали застегивать костюмы и держать юбки».

Начиная с 1942 года американцы тоже столкнулись с продажей по карточкам. Ограничения в одежде включали отказ от длинных вечерних платьев, шерстяных накидок, скроенных по косой рукавов или широких кожаных ремней. Американские дизайнеры, такие как Клэр Маккарделл, оказались новаторами, создавая, к примеру, «капсульный гардероб» из подходящих друг к другу вещей, чтобы верх и низ можно было по-разному сочетать в соответствии с требованиями ситуации.