Шьем сами и чиним

Когда в 1939 году началась Вторая мировая война, женщины не представляли, до какой степени изменится их жизнь. И речь не только о фатальных событиях, но и о повседневных мелочах. Ограничения военного времени заставили дизайнеров и обычных женщин проявить удивительную изобретательность в области моды. Это привело к появлению новых идей, материалов и трендов.

Распределение товаров по карточкам и нацистская оккупация Европы повлияли на моду. Об объемных дизайнах и ненужных украшениях пришлось забыть. Из шелка шили парашюты, а не элегантные дамские платья. Британское правительство рекомендовало: «Если вам надоела старая одежда, помните о том, что, продолжая ее носить, вы даете деньги на часть самолета, орудие или танк».

Эра «сделай и почини» была временем вынужденной креативности. Женщины начали вязать и перешивать старую одежду: пришивали ленты на ношеные платья, из обивочных тканей шили плащи и другие наряды. Платья делали даже из захваченных немецких флагов. Итальянский дизайнер обуви Сальваторе Феррагамо использовал пробку, бакелит и рафию для создания подошвы-танкетки. Вазелин, порошок какао и уголь заменяли косметику. Женщины жидким коричневым соусом рисовали швы на ногах, создавая иллюзию чулок. Вместо того чтобы носить традиционные костюмы, дамы смешивали предметы от разных костюмов, чтобы гардероб казался обширнее.

Окончание войны не положило конец подобной креативности. Идея придумывать и самим шить одежду понравилась хиппи в конце 1960-х и в начале 1970-х годов. Они украшали свои джинсы и куртки заплатами и бисером. Точно так же панки «адаптировали» кожаные куртки, украшая их цепями, делали украшения из булавок и креативно рвали футболки.

В 1990-х годах переделка вошла в моду. Рядом с традиционными магазинами секонд-хенд появились дорогие винтажные бутики, на бережливость перестали смотреть с презрением. Дизайнер Хелен Стори выпустила коллекцию под названием «Вторая жизнь», в которую вошли переделанные винтажные вещи. На стыке XX и XXI веков вещи, созданные мастерами на заказ или сделанные своими руками, снова вошли в моду. Молодые дизайнеры, вдохновленные этим направлением, теперь могли напрямую продавать свои вещи покупателям через Интернет, минуя традиционных ретейлеров. Эстетика «сделай и почини» жила и удивляла.