Сюрреализм в одежде

Жакет с изображением разбитого зеркала. Пуговицы в виде жуков. Черная бархатная сумочка с силуэтом телефона. Эти причудливые модные идеи появились благодаря сюрреализму, одному из самых значительных течений в искусстве, повлиявшему на моду XX века.

Авангардные сюрреалисты сторонились всего рационального и формального, создавая мир фантазий. В моде некоторые из самых оригинальных идей сюрреализма можно увидеть в работах 1930-х годов дизайнера Эльзы Скьяпарелли, в число друзей которой входили дадаисты и сюрреалисты Ман Рэй и Марсель Дюшан.

Она сотрудничала с одним из ведущих представителей сюрреализма Сальвадором Дали, создав смелое платье – «обманку» с принтом в виде прорех и шляпку в форме перевернутой туфли. Американке Уоллис Симпсон хватило дерзости надеть белое шелковое платье с принтом в виде огромного лобстера от Скьяпарелли. Рисунок был взят с картины Дали. В сотрудничестве с Жаном Кокто кутюрье создала пальто, украшенное двумя профилями, почти соприкасающимися носами. Темное пространство между ними создавало оптическую иллюзию – вазу с розами.

Скьяпарелли очень нравилось работать с людьми, мыслящими необычно. «Работа с такими художниками, как Бебе Берар, Жан Кокто, Сальвадор Дали, Вертес, Ван Донген, и известными фотографами, включая Гойнингена-Гюне, Хорста, Сесила Битона и Мана Рэй, дарит человеку чувство радостного возбуждения, – написала она в своей автобиографии. – Вы чувствуете поддержку и понимание за пределами жестокой и скучной реальности, когда шьете платье просто на продажу». В Париже 1930-х годов устраивали знаменитые балы сюрреалистов, которые оказались идеальным местом для показа фантастической одежды от Скьяпарелли.

Фотографы Хорст П. Хорст и Ман Рэй экспериментировали с одеждой в стиле сюрреализма для журналов, в рекламе и художественных фото. Редакторы Vogue и Harper’s Bazaar обратили внимание на их впечатляющие работы и заказывали графику в стиле сюрреализма для обложек в конце 1930-х годов.

Сюрреализм продолжает влиять на моду, рекламу и графику. Ив Сен-Лоран использовал мотив губ из блесток для своей коллекции 1971 года. Марк Джейкобе создал платье с принтом в виде отпечаток рук на талии в 1986 году. В 1997 году британский универмаг Selfridges заказал оформление витрин в духе сюрреализма Джону Гальяно и Moschino. Для своих коллекций 2009 года Moschino и Viktor & Rolf использовали мотивы трубки, облака и котелка, отдавая дань творчеству художника-сюрреалиста Рене Магритта. Веселое наследие сюрреализма продолжает жить.