Выбор электродвигателей для насосов

Область применения электродвигателей для насосов

На судах зубчатые насосы применяются в топливных и масляных системах, т.е. там, где рабочая жидкость имеет большую вязкость.

Выбор электродвигателей для насосов

В качестве приводных двигателей насосов применяют:

1. на постоянном токе – электродвигатели смешанного возбуж­дения с легкой после-довательной обмоткой, которая служит для поддержания требуемой скорости при колеба-ниях напряжения.

2. на переменном токе – короткозамкнутые асинхронные двигатели.

Центробежные насосы имеют квадратичную зависимость мо­мента сопротивления от скорости: М ≡ ω.

При этом потребляе­мая мощность пропорциональна кубу скорости: Р = Мω ≡ ω. Отсюда следует, что центробежные насосы характеризуются легкими условиями пуска.

Поэтому асинхронные двигатели, имеющие небольшой пусковой момент и жест-кую ме­ханическую характеристику, вполне удовлетворяют требованиям, предъявляемым к электроприводам центробежных насосов.

Более тяжелыми условиями пуска отличаются поршневые насосы. Их пусковой момент может достигать 2М. Это объяс­няется тремя причинами:

1. необходимостью вытеснять жидкость из тру­бопровода;

2. повышенным трением в поршнях и уплот­няющих сальниках при трогании с места;

3. наличием большого динамического момента, вызываемого маховиком.

По­этому для поршневых насосов целесообразно использовать асин­хронные двига

тели с повышенным пусковым моментом, К таким двигателям относятся двигатели с глу

боким пазом или двойной обмоткой на роторе.

В зависимости от условий работы насоса конструктивное исполнение его двигателя может быть брызгонепроницаемым, во­дозащищенным или герметическим.

Двигатели насосов обычно работают в длительном режиме с постоянной нагрузкой на валу.

Мощность электродвигателей ( кВт )

Р = , ( 11.18 )

где Q – подача насоса, м/ с;

γ – удельный вес перекачиваемой жидкости, Н / м;

Н – статический напор, м;

ΔН – потери напора в трубопроводе и местных сопротивлениях, м;

η– КПД насоса ( у поршневых насосов η= 0,5…0,8, у центробежных η= 0,4…0,75 ).

Определив по этой формуле мощность, выбирают двигатель для насоса, имея в ви-

ду, что скорость двигателя в каталогах указывается с точностью ±5 %.

Если действительная скорость выбранного двигателя окажется на 5 % больше ука-

занной в ка­талоге, то мощность на валу двигателя, пропорциональная кубу скорости ( Р = ≡ ω), увеличится до значения Р’ = ( 1,05 )= 1,1576 Р≈ 1,16 Р, т.е. на 16% превы-

сит номинальное значе­ние.

Поэтому при выборе двигателя по каталогу его расчетную мощность следует увеличить для поршневых насосов на 10 %, а для центробежных — на 16 %.

В случае применения насосов с большими инерционными массами ( при относи-

тельно частых пусках) следует после выбора двигателя по мощности, произвести проверку его на нагрев пусковыми токами ( по методу эквивалентного тока ).