Застежка «молния»

Скромная «молния», простая застежка, которой женщины всего мира пользуются каждый день, воспринимается нами как данность. Представьте себе, сколько бы потребовалось времени и сил, если бы не появилась альтернатива крючкам и петлям, шнуровке, пуговицам и кнопкам.

Современная «молния» в том виде, в котором мы ее знаем, с двигающимся замочком и соединяющимися зубчиками, была разработана американским инженером шведского происхождения Гидеоном Сандбэком в 1913 году. Но в женской одежде «молнию» начали использовать только в конце 1930-х годов. До этого ее применяли лишь как застежку для кошельков, на военных морских куртках, на нижнем белье и багаже.

В начале 1930-х годов Эльза Скьяпарелли использовала «молнию» как модную деталь на карманах пляжной куртки. Спустя несколько лет, в 1935 году, она сделала еще один шаг вперед, покрасив «молнии» в тон тканей из своей коллекции и применив их для декоративной отделки вечерних платьев и жакетов. В автобиографии 1954 года «Моя шокирующая жизнь» Скьяпарелли написала: «Больше всего несчастных запыхавшихся репортеров огорчили именно «молнии». Они не только появились впервые, но и оказались в самых неожиданных местах, даже на вечерних нарядах. Вся коллекция была полна ими. Ошеломленные байеры покупали и покупали. Они пришли уже готовыми к любому виду необычных пуговиц. В самом деле, пуговицы были фирменным знаком Дома. Но к «молниям» они готовы не были».

Дизайнер Чарльз Джеймс последовал примеру Скьяпарелли и поднял «молнию» на новый уровень, создав в 1930-х годах свои скроенные по косой спиральные платья «Такси». Для них он использовал полосы ткани, которые располагались вокруг тела и были соединены между собой длинными «молниями», а не традиционными швами. В 1960-х годах дизайнер Руди Гернрейх использовал «молнии» с крупными О-образными застежками в качестве декоративного элемента, расположенного вокруг тела. Он создал иллюзию того, что платье можно разобрать на составные части, просто расстегивая «молнии». Осей Кларк придумал непристойные комбинезоны для Мика Джаггера и его группы, которые в любой момент расстегивались на сцене. Вивьен Вествуд «поиграла» с застежками, создав знаменитые штаны в стиле панк в 1970-х годах: прямые узкие брюки с «молниями», пряжками, ремешками и отлетной кокеткой на ягодицах.

В наши дни «молния» становится все более утилитарной. Ее используют как удобную потайную застежку для платьев, топов, юбок, брюк, курток и сапог. Очень редко она становится необычной модной деталью.